ГЛАВНАЯ  ПОИСК  КАРТА САЙТА    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Because.ru - Потому что... Because.ru - Потому что... Because.ru - Потому что... Because.ru - Потому что... Because.ru - Потому что...  
Актуально Форум О проекте  


Называть вещи своими именами

М. Мамардашвили

Сегодняшние призывы к «духовности» — чаще всего есть выражение состояния людей, которые не хотят знать реальности, объективных отношений, действительного положения вещей. О действительности у нас вообще говорят на каком-то странном, искусственном, заморализованном языке, пронизанном агрессивной обидой, что она осмеливается проявлять себя как действительность независимо от злых или добрых намерений.

Мы постоянно пытаемся жить в идеологической, «нравоучительной» традиции, где мысли возникают не по законам самостоятельной работы мысли, то есть в отмененной реальности. И поэтому совершенно противоположные, исключающие друг друга вещи раздирают наши души. Мы не хотим знать, что есть какие-то объективные законы, по которым все будет происходить независимо от нашего морализаторства и одергивающих заклинаний.

Сегодня многие оглушают себя, например, словом «держава». Но есть ли на самом деле держава или есть только державно-ностальгические чувства? А она сама — призрак, тень? Я не отрицаю силы тени (как бы горло друг другу не перегрызть в ложной борьбе теней), но это сила тени, то есть того, что существует только отрицательно. Если перестаешь называть вещи своими именами, так как это может быть оскорбительно для возвышенных чувств или идейных иллюзий, ты — уже жертва реальности, слепая, глухая жертва, и источник зла заключен уже в тебе самом. Потому что тени — словесные ловушки, которые уничтожают в своем пространстве любые возможные семена для кристаллизации социального развития, поиска вариантов, альтернатив, новых форм бытия. Тени борются одна с другой. А человеческий разум не может рассеивать тени, он не создан для этого и может бороться лишь с реальным противником. И если он будет слишком усердно бороться с тенями, принимая их за реальность, то сам себя разрушит.

Задача сегодня состоит в том, чтобы начать называть вещи своими именами. И противопоставлять этой работе какую-то предполагаемую «народную нравственность» — значит оказаться в первобытном, дохристианском состоянии магического мышления, которое душит любое человеческое чувство, в том числе, например, национальное.

Сейчас у нас любят противопоставлять «потребительской» и «массовой» культуре (приписываемой чаще всего зарубежному влиянию) исконно нравственные ценности. Но делают это, как правило, носители совершенно невежественной и косной силы, какими бы добрыми намерениями они ни руководствовались и что бы при этом ни думали о себе. Они могут сколько угодно защищать свой народ, любить его. Но в действительности они его, на мой взгляд, предают. Потому что все те продукты, которые называются «современной цивилизацией», есть продукты длительного (и на большом пространстве) действия личных начал культурной жизни, индивидуальных начал.

С тех самых пор, как существует евангелическая точка отсчета, мировая история, существует и одна простая закономерность: реальная культура, человеческая духовность не исчерпываются и не могут быть ограничены тем этническим материалом, в котором они выполняются. Любая социальная или национальная общность, как бы она ни была велика, даже если бы она была единственной, все равно остается частностью, отдельностью, а не универсальностью. А личностные начала «зацеплены» именно на универсальное, поэтому они и являются условиями нормального существования, полноценного и живого функционирования национального характера.

Я сегодня вижу, как советский феномен распространяется и на Грузию. Прежде мы знали, что можно, конечно, запретить высказывать мысли и чувства, но нельзя запретить мыслить и чувствовать по-своему. На этом основана вся классическая культура. Но опыт XX века показал, что можно вторгнуться и в сами источники мыслей и чувств, подрубить саму возможность мысли, саму возможность чувствовать по-своему.

На мой взгляд, сегодня наши национальные культуры подвергаются именно такой вот опасности. Если истребить в нации личностные начала, которые вненациональны (и являются историческими началами человека как такового, независимо от его этнической принадлежности), то лучшие черты нации исчезнут. Именно личностное начало — основа духовности, для которой выше родины всегда стоит истина. Кстати сказать, это христианская заповедь. И лишь личность способна искать ее и высказывать «с последней прямотой». У меня возникает вопрос: многие ли грузины способны сегодня поставить истину выше видимого интереса своей родины? А если могут, то они плохие христиане.

Безусловно, Грузия могла бы существовать самостоятельно. Да, экономика ее развалена, но ставить вопрос так, что она не могла бы быть самостоятельной, суверенной по этой причине, неправильно. Это — ложная постановка вопроса. Действительная же проблема состоит в том, чтобы, по выражению Ильи Чавчавадзе (а он был человеком европейской ориентации, и даже автономное пребывание внутри России для него имело смысл лишь как путь к воссоединению с Европой), «располагать собой». Грузин не может не хотеть быть свободным и независимым в государственном отношении. Мы можем погибнуть, но если мы есть, мы эту судьбу должны «выполнить». В этом наше предназначение. Оно, кстати, закреплено и в свойствах национального характера в той мере, в какой они оживляются христианскими, личностными началами нашей культуры. Правда, мера эта на сегодняшний день не слишком велика, потому что мы еще не реализовали их в современном государственном и гражданском построении.

Иначе говоря, мы сейчас находимся в дефазированном состоянии — в том смысле, что нерешенные задачи создания независимой национальной государственности накладываются на задачу превращения нации в современную, цивилизованную, то есть в общество свободных производителей, не связанных никакими личными зависимостями, привилегиями и внешними авторитетами. «Располагать собой» в современном смысле означает простую вещь: возможность и способность вести дело сообразно своему пониманию и смыслу этого дела. Когда говорят «экономическая независимость», не имеют в виду какое-либо государство, которое бы само себя снабжало и кормило. Такого вообще не существует в современном мире. Когда говорят о независимости и самостоятельности в современном смысле этого слова, то есть в смысле новоевропейского общества, подразумевают только одно: иметь право самому, без какого-либо внешнего насилия или внеделовых импульсов понимать свое дело, выбирать вид и форму своего труда, вести его сообразно со смыслом, а не по каким-либо превходящим соображениям и навязанным показателям.

Речь идет прежде всего о том, чтобы превратиться в современную, цивилизованную нацию. Быть свободным — значит иметь силу и способность быть свободным. Оставаясь внутри Советского Союза, создавать кирпичик за кирпичиком. И чтобы то же самое делали все, с кем мы живем в составе Союза. Это предполагает целый период нравственного и умственного перерождения, перевоссоздания и совершенствования самого себя. В конкретных делах. Веди себя как свободный человек — и будешь свободен.

свобода

Свобода — это сила на реализацию своего собственного понимания, своего «здесь я стою — и не могу иначе». Это — наличие каких-то мускулов, навыков, умения жить в гражданском обществе. Это не просто эмоции и своеволие, это — взрослое состояние. Нужно стать взрослыми, ибо только взрослый может быть независимым. Надо взрослеть. То есть не детскими страстями и представлениями играть, а иметь силу на мысль, на труд свободы и истории, на независимое, достойное поведение во всем, начиная с мелочей.

Один из первых философских трактатов в истории человечества — написанная на египетском папирусе «Беседа человека, утомленного жизнью, со своей душой». Он беседует со своей душой и доказывает ей, что мир плох, и поэтому он должен покончить с собой (и тем самым быстрее воссоединиться с высшим миром). Это сочетание самовлюбленности с самоуничтожением — изначальная структура так называемого мирового зла, зла, которое заключено в самом человеке. В этом смысле всякая философия есть философия, отвечающая на проблему самоубийства. И вот человек говорит своей душе, что хочет «перескочить» наверх путем самоубийства, на что душа отвечает: наверху — так же, как внизу, то есть низ должен быть так развит, чтобы на нем мог покоиться весь верх. Нет наверху, в небесах, ничего такого, что не должно было бы воплотиться в самом низу.

И нечего говорить, что все плохо. Бели плохо, то потому, что ты не развил эту, земную жизнь, не сделал ее такой, чтобы она могла нести на себе верх, а там, наверху,— то же самое, что и на Земле.

Это очень древняя мудрость, известна она уже около трех тысячелетий, и не мешало бы нам о ней вспомнить. Ведь и мы хотим перескочить — через труд свободы, через бремя развития самого себя. Но это невозможно. И нужно решиться на этот труд жизни, ибо это и есть свобода, решиться — в истории, в реальности, в мелочах, в малых делах и в больших.

История — это драма свободы, в ней нет никаких гарантий. Нет и никакого самого по себе движущегося механизма истории. Каждая историческая точка окружена хаосом. Бели нет напряжения труда — напряжения свободы, требующей труда — то с этой исторической точки падаешь в бездну, и не где-нибудь там, в небе или под Землей, а здесь, на Земле. Поэтому и «царство божие» — в нас самих, а не где-нибудь еще, во внешнем пространстве или в будущей отдаленной эпохе. И апокалипсис — это апокалипсис каждой минуты. Он — повсюду, он вот сейчас нас окружает, если мы не мыслим точно.

Архив новостей
В начало




Nissan готовит к выпуску еще три новые модели
Новости о вакансиях и трудоустройстве
Новости тенниса
Экономика Индии
"Месть ситхов" - $50 миллионов за один день
Французов умоляют сказать "да" Конституции Европейского Союза
Шварценеггер объявит об особых выборах "Года Реформ"
Европа вводит ограничительные санкции по отношению к Китаю
FOREX: новости
Возврат к советским методам управления страной
Экстремальная лента новостей
Проведение праздников
Буш поддержал Грузию за исключением вопроса российских баз
Несколько красноярских студентов будут проходить обучение в Германии
Ипотека в Челябинской области
В Ираке теракты против шиитов
Copyright © 2004-2006 because.ru