ГЛАВНАЯ  ПОИСК  КАРТА САЙТА    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Because.ru - Потому что... Because.ru - Потому что... Because.ru - Потому что... Because.ru - Потому что... Because.ru - Потому что...  
Актуально Форум О проекте  

Мир приобрел другие краски...

Е. Херсонская
авангардистские направления

Весенняя выставка в Музее изобразительных искусств имени Л. С. Пушкина «Избранные рисунки из Национальной галереи в Праге (1845—1970)», хоть и была небольшой, дала возможность поразмышлять о характере, путях и судьбах художества от конца прошлого и начала нашего беспокойного века; подумать о поисках, тенденциях целой цепи авангардистских направлений, так называемых «измов».

Уже А. Рембо после поражения Парижской Коммуны констатировал необычное «расстройство чувств», «сумасшедшее» восприятие сущего. Бурная эпоха войн и революций, «невиданных мятежей» породила искусство под стать себе. Художественные события развиваются стремительно, одно направление сменяется другим. Нарастающую тенденцию к изменениям отметил и Ф. Кафка в 1911 году: «Путевые наблюдения Гете совсем иные, чем нынешние, потому что они велись из почтовой кареты и развивались проще, местность изменялась медленно... Это было спокойное, воистину пейзажное мышление».

Первые симптомы пересмотра ценностей искусства появляются у импрессионистов, и очень скоро наиболее чуткие художники пытаются фиксировать изменения. М. Шагал пишет: «Импрессионисты открыли окно... и в то время как мир приобрел другие краски, и более интенсивные, кажется, что он стал вместе с тем более узким, чем, например, мир натуралиста Курбе».

Мощное воздействие творческого опыта импрессионистов, названных П. Гогеном «официальными художниками завтрашнего дня», неоспоримо. Но уже к концу века первенство у французов оспаривают участники «Сецессионов» Мюнхена и Вены. Притягательность австро-венгерских новшеств объясняется стремлением к «искусству концепции», повлекшим за собой интерес к знаку, символу, а с ними неизбежно — к формальным моментам и декоративной изысканности. Густав Климт наиболее яркий представитель этого направления. Именно его, пользовавшегося в то время репутацией «аристократического обновителя стиля», по выражению вождя футуристов У. Боччони, ставили чуть ли не выше таких властителей умов, как Манэ, Ренуар, Сезанн...

Экспериментатор, ученый в искусстве теснит романтика и художника не случайно. Поль Синьяк говорит о параллелях открытий сецессионистов и Г. Гельмгольца. Во всех видах искусств в это время важнейшую роль играет эксперимент, пластический и технический поиск.

Особое место принадлежит Полю Сезанну. Признавая «оптическую» реальность импрессионизма, он соединяет то, что разъединил импрессионизм,— пластическую форму и цветовое ощущение. Он утверждает объем, создавая его с помощью цветовых пятен, мазков кисти. Идея Сезанна: живопись должна «reali-ser»—«реализовать», то есть извлекать основное ядро изображаемого объекта. Именно эта идея долгое время движет художником. Он стремится установить законы структуры изобразительного материала, чтобы достичь не правдоподобия натуры, а правдоподобия передачи некоей художественной реальности.

Еще одно направление, возникшее в начале века (в 1905 году),— фовизм. Цветовым экспериментам фовистов предначертал путь Гоген, но они пошли дальше него в своем упрощении пластической формы и культе красок. А. Матисс, глава этой группы, назвал фовистов «взрывными патронами». В переводе на русский «фовизм» означает «дикость». Фовисты декларировали свое обращение к искусству нецивилизованных народов, их полной творческой свободе. Интересно, что цвет для фовистов — понятие психологическое, так как, по их мнению, именно цвет способен выражать их жизнеутверждающее мировоззрение. Цвет торжествует и у Мориса Вламинка, и у Андре Дерена, и у самого сложного и позднего представителя группы — Рауля Дюфи. Именно Дюфи принадлежит лозунг фовизма: для художника решение его задачи заключено в ящике с красками.

Продолжателями Сезанна оказались кубисты. Претендуя на глубоко философские истоки своего искусства, понимая реальный мир как бессмысленный, бесформенный хаос, кубисты стремятся навести в нем порядок, который противопоставляют любой случайности импрессионизма и свободе фовизма. Название новому направлению придумал Матисс. В 1909 году, увидев в осеннем салоне картину «Авиньонские барышни» Пикассо, он воскликнул: «Да это кубизм!» Она казалась всем «чем-то сумасшедшим и чудовищным», но Конвейлер, известный парижский маршан, нашел ее гениальной.

Не менее, чем работы Пикассо, к подлинной классике кубизма относятся натюрморты Жоржа Брака.

Кубисты объявили себя не «школой», не эстетикой, а «новым взглядом на Вселенную». Они, подобно фовистам, отвергают традиционную перспективу, но стремятся сохранить трехмерность предмета, как бы желая показать с наибольшей полнотой его облик в двухмерности, выносят изображение в один план, разворачивают и распластывают предмет, тем самым вырывая его из реальной среды. Кубисты передают не предмет, а серию точек зрения на него или размышление художника о нем; не вещь, а ее «конструктивную сущность», набор геометрических фигур — «перечисление», по определению Аполлинера. Аполлинеру же принадлежит мнение, что Пикассо изучает предмет, как «хирург анатомирует труп». Разлагая на аспекты, Пикассо не изображает действительность, а анализирует ее. Пространство, свободно комбинируемое, трактуемое в качестве места движения от одного аспекта предмета к другому, создает, с точки зрения кубистов, иллюзию движения. Пространство выступает как смена фаз и потому становится подобным времени: «пространство — время». С кубизмом родились «новые возможности протяженности»—«четвертое измерение», по терминологии Аполлинера.

Кубизм называли ранним абстракционизмом. Участник всех «измов» — кубизма, экспрессионизма, дадаизма и т. д., Курт, Швиттерс демонстрирует это смыкание. Основателем возникшего в те десятые годы ответвления абстракционизма в России — супрематизма — был Казимир Малевич.

Название первоначальной группы (1905) экспрессионистов «Мост» (Кирхнер и Шмидт-Ротлуф были среди ее основателей) воплощало идею единения искусства и жизни, их отождествления. Ставилась задача освободиться от условности форм, отношений, принятых обществом, восстановить их в пер-возданности. Здесь не обходилось и без воздействия фрейдизма с его культом инстинкта, первобытного, «дородового». Экспрессионизм не был чужд и другим современным ему философским теориям, экзистенциализму например. Вслед за М. Хайдеггером и С. Кьеркегором экспрессионисты утверждали первенствующую ценность личности и декларировали мессианскую роль искусства, спасение мира через искусство, понимаемое в первую очередь как спасение человека от подавляющей его силы общества. Пафос протеста звучит на высоких, а подчас истерических нотах. Обыденный эпизод поднимается до космического уровня. Это «прозрения» в темных переулках людского дна, уличных сценах и типах Людвига Кирхнера. Лицо человека, поэта, художника — «в линиях Вселенной» у Оскара Кокошки.

Кокошка — один из главных представителей самого классического первого периода экспрессионизма. В его личности, жизни и творчестве художника, писателя, драматурга — некое средоточие «перекрестков» различных проявлений европейской культуры первой части XX столетия. Его поэтический дебют — поэма «Мечтающие отроки»— посвящен Г. Климту и издан с литографиями автора. Его литературная среда — это К. Строгхейм, Б. Брехт, В. Газенклевер. Кокошка принадлежал и к кругу дадаистов. Его произведения ставил на сцене один из известнейших авангардистских режиссеров М. Рейнгардт, а музыку писали П. Хиндемит и последователи Г. Малера. Позднее Кокошка создавал антифашистские картины в Англии, куда вынужден был эмигрировать.

Особое значение в это время приобретает творчество художников-экспрессионистов, утверждавших остросоциальное идейное содержание, ярко выраженный антимилитаристский пафос. У Георга Гросса изображение человека заменено суждением о нем, причем всегда жестким и нигилистическим, и Р. Гуттузо удивительно прозорливо увидел в искусстве Гросса «начало рождения современного реализма». Столкнувшись лицом к лицу с политикой, экспрессионизм выражает себя в качестве «ангажированного» искусства. Так движется процесс политизации искусства.

В это же время рождается сюрреализм. Сюрреалисты изображают непознаваемый мир, сюр — над — реальность. Таковы работы Альфреда Кубина. Это направление соединяет в себе черты кубизма и экспрессионизма — его представители спорили с классической организацией изобразительного материала подобно кубистам и стремятся воздействовать на зрителя подобно экспрессионистам. Пространство реальности в их воплощении сменяется окончательно «перспективой» психики, фантазии, чувства художника. Так осуществляется мечта Аполлинера об искусстве «необычного», о художнике, имеющем «натуру внутри себя», по выражению Шагала.

В огне второй мировой войны и после нее обостряются поиски художников, еще стремительнее возникают, исчезают, смешиваются направления. Экспрессионистская выразительность формы влечет к себе художников, ибо воспринимается как передовая, новая, уже хотя бы потому, что экспрессионизм был оппозиционным по отношению к фашистскому режиму, что ощущается в искусстве социалистических стран, в частности Чехословакии. При обращении к «инстинктивному», «первородному» популярным становится всякого рода «примитив» (И. Лада или К. Сволински).

Распространяются различные виды «нового» реализма в противоборстве с мощной волной абстракционизма. В дальнейшем различные поиски и группировки обгоняют друг друга, возникают и распадаются. Подчас трудно разобраться в этом калейдоскопе течений. Лучшим представителям любого из них свойственны поиски новых пространственно-временных решений. Пожалуй, именно это стремление было главным в изобразительном искусстве конца прошлого и начала нашего века. Именно это стремление усматривается в работах наиболее ярких мастеров, представленных на выставке.

Архив новостей
В начало




Nissan готовит к выпуску еще три новые модели
Новости о вакансиях и трудоустройстве
Новости тенниса
Экономика Индии
"Месть ситхов" - $50 миллионов за один день
Французов умоляют сказать "да" Конституции Европейского Союза
Шварценеггер объявит об особых выборах "Года Реформ"
Европа вводит ограничительные санкции по отношению к Китаю
FOREX: новости
Возврат к советским методам управления страной
Экстремальная лента новостей
Проведение праздников
Буш поддержал Грузию за исключением вопроса российских баз
Несколько красноярских студентов будут проходить обучение в Германии
Ипотека в Челябинской области
В Ираке теракты против шиитов
Copyright © 2004-2006 because.ru