ГЛАВНАЯ  ПОИСК  КАРТА САЙТА    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Because.ru - Потому что... Because.ru - Потому что... Because.ru - Потому что... Because.ru - Потому что... Because.ru - Потому что...  
Актуально Форум О проекте  

Вера Матюх. "Новое чувство мира"

23.06.2005 13:10  | Музеи России

C 5 по 31 июля 2005 года в Музее Анны Ахматовой бедет работать выставка Веры Матюх (1910-2003) "Новое чувство мира". Графика. Открытие 5 июля в 16.00. "Долгая жизнь Веры Федоровны Матюх, отданная искусству, без сомнения, может быть соотнесена прежде всего с подвижничеством, которое принято рассматривать как высшее проявление человеческого духа." Н.М.Козырева. В музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме выставку графических работ Веры Федоровны Матюх случайной назвать нельзя. Дело даже не в том, что и Матюх, и Ахматова современники (хотя Ахматова на 20 лет старше Матюх), что обе работали и прожили в городе на Неве большую часть жизни, что обе жили и любили Комарово и обе похоронены на комаровском кладбище... Они никогда лично не встречались, но их роднит особое чувство к городу, восприятие его как нечто прекрасное, живое, чувствующее, радующее и печалящее. "А я один на свете город знаю и ощупью его во сне найду...", "Я с тобою неразлучима..." - писала Ахматова. Тема "Анна Ахматова и Петербург - Петроград - Ленинград" достаточно полно исследована многими авторами, и нет необходимости их пересказывать. Приведем лишь одну фразу А.Н.Павловского из вступительной статьи к изданию стихотворений и поэм 1989 года. "Ахматовская поэзия < ...> родственна архитектурному облику города -торжественным разворотам его улиц и площадей, плавной симметрии знаменитых набережных, окаймленных золотой каллиграфией фонарей, мраморным и гранитным дворцам, его бесчисленным львам, крылатым грифонам, египетским сфинксам, античным атлантам, колоннадам, соборам, морским рострам и блистающим шпилям". В работах В.Матюх все это практически отсутствует. Лишь иногда она условно "привязывает" изображение к конкретному месту - шпилю Петропавловской крепости, Исаакиевскому собору, арке Главного штаба. Свое отношение к городу В.Матюх выразила большими сериями графических листов. Они - о его людях во всей многогранности жизни - в повседневных делах, радости, горе, любви ... "Я без людей не могу. Я всегда и везде рисую человека", - сказала однажды В.Матюх автору этой статьи. Матюх "населила" "любимый с детства город" Ахматовой людьми второй половины 20 века. Город ожил... Вере Матюх был 21 год, когда она после окончания Художественного училища в Харькове приехала в Ленинград. Живая и энергичная, увлекавшаяся теннисом и танцами, она привлекла к себе внимание не только обаянием, но и трудолюбием, желанием учиться, верой в свои силы, отсутствием робости перед авторитетами. Ее учителями стали большие мастера живописи и графики Н.А.Тырса, В.М.Конашевич, Г.С.Верейский, позднее В.В.Лебелев. Молодая Матюх впитывала новые знания, постигая "тайны" Петербургской графической школы. В это же время она постоянно искала, нащупывала свой путь ... Говоря о 1950 - 1960-х годах, искусствовед А.Д.Боровский во вступительной статье к каталогу персональной выставки 1990 года пишет: "Матюх очень тонко ощущает эмоциональную атмосферу тогдашней городской жизни. <...>. Обобщая зрительное впечатление, она, каждый раз на новом уровне, осознанно возвращается к истокам, к первичному эмоциональному опыту". Ее герои обретают свойства типичности и, вместе с тем, сохраняют " <...> черты как бы выхваченных из жизненного потока персонажей и ситуаций". В работах 1970 - 1990-х годов у Матюх заметно проявляется стремление к упорядоченности предметной формы. Она по-прежнему связана с ней, но сюжетные мотивы отходят на второй план. На первый выдвигаются ритмы - линий, форм, цветовых пятен. У Матюх возникает <"...> свободное рисование предметного характера, когда невозможно без деформации выразить определенное настроение, взаимоотношение пространственное или психологическое<...>. Она делает строгий выбор, ищет те линии и формы, которые помогают строить пластическое пространство" (Л.Н.Вострецова. Духовный горизонт. Сб. Круг Кондратьева. Авангард на Неве. 2005). Повышенное внимание к движению - важнейшей форме жизни и одной из главных особенностей творчества Матюх - проявляется, в частности, в многогранном преломлении и повторении контуров фигур и предметов, усиливающих впечатление быстрого движения и растяжки его во времени (подобно стробоскопическому эффекту в фотографии). Художник Н.И.Костров, знавший В.Ф.Матюх с начала ее появления в Ленинграде, незадолго до своей смерти в 1996 году, подытожил: "Ее работы ни с кем не сравнишь. Это ее работы, их узнаешь с первого взгляда". Белые ночи в Петербурге стали визитной карточкой города, такими же символами как шпили Адмиралтейства и Петропавловской крепости, Медный всадник и Исаакиевский собор. "О, есть ли что на свете мне знакомей, чем шпилей блеск и отблеск этих волн" (Ахматова, 1940). Матюх в 1970 - 1990-х годах создает серию акварелей и литографских работ под общим названием "Белые ночи". Для художника - это прежде всего молодежь, шумно поющая под гитару, увлеченно танцующая, отдыхающая или просто любующаяся Невой на Дворцовой и Университетской набережных. Лишь влюбленные, тесно прижавшиеся друг к другу, и рыбаки, замершие с удочками, ничего не замечают вокруг себя. / "Танец", "Танцы", "Двое" ("Влюбленные"), "На набережной", "Рыбаки" и др. /. Художник, уже немало повидавший за долгую жизнь, показывает белые ночи, глядя на них глазами молодых людей. Он дает понять, что понимает молодежь и она ему близка. К теме современной молодежи Матюх возвращается часто. В самом начале 1990-х годов она, например, создает серию литографий с общим, названием, указывающим на желание автора осмыслить положение молодежи - "Легко ли быть молодым?". Тонким и лиричным настроением пронизаны работы серии "Детская". Нежность и любовь матери, склонившейся над младенцем ("Мать"), счастье молодых родителей ("Молодая семья"), малыш, самозабвенно играющий с паровозиком в Летнем саду под неусыпным наблюдением взрослых, молодая женщина, читающая книгу детям - все это дано в обобщенной, глубоко продуманной форме и тщательно взвешенном цветовом решении. Среди них выделяется необычным для Матюх приемом литография "Петя маленький, побольше и в армии". На листе изображен любимый внук Петя сразу четырех возрастов - от грудного до службы в армии. Ничему другому Матюх не уделяла столько внимания, как работе над серией "Спорт" (1950 - 1980-е годы). В молодости Матюх играла в теннис, любила ходить на спортивные соревнования, чувствовала и понимала увиденное. Нет, казалось бы, такого вида спорта, который не привлекал бы внимания Матюх-художника. Тема спорта позволяла ей выразить то, к чему она всегда стремилась - динамику движения, его ритмы, напряженность, азарт борьбы, радость победы. В 1950 - 1960-е годы Матюх больше опиралась на культуру натурного наброска, позднее, в 1970 1980-х годах, сконцентрировалась на развитом пластическом обобщении, тонко проработанной композиционности, часто с заметным отрывом от натурного впечатления. Городом "славы и беды", "печали и гнева" называла Ахматова город на Неве. Как бы отвечая поэту, Матюх создала серию литографий под условным названием "Воинская". Беду ленинградцев во время блокады Матюх выразила скорбными фигурами изможденных женщин, спускающихся в бомбоубежище с детьми на руках. Позднее были "День Победы", "Салют победы", "У вечного огня", "Никто не забыт, ничто не забыто", "У могилы неизвестного солдата". Логическим завершением серии стала "Невеста" с букетом цветов у вечного огня, "Мир труду" и фигуры воинов в литографии "Быть на страже безопасности". В продолжение военной темы автор обращается к молодому поколению работой "Мертвые остаются молодыми. Комаровское кладбище". Фигура с распростертыми руками напоминает - здесь не место молодым. (Названия работ везде давал сам художник). Мимо внимательного взгляда В.Ф.Матюх не проходят незамеченными казалось бы совсем рядовые события в городе. Это может быть художник, рисующий портреты прохожих, горбун, смущенно преподносящий девушке цветок, люди, идущие под дождем в плащах и с зонтами... С начала 1990-х Матюх снова заговорила о "беде" города. Появились новые темы. Матюх настойчиво ищет обобщенный художественный образ нового содержания слова "рынок". Она делает десятки акварелей с хаотически движущимися фигурами. В их судорожном метании не чествуется ни логики, ни предсказуемости. Рождается неуверенность, беспокойство, тревога. С горькой иронией "Нашими мадоннами" назвал художник бесконечную очередь из плотно прижавшихся друг к другу женщин времен горбачевской перестройки. Нищие и бомжи стали повседневностью улиц. Появились толпы интердевочек. Болью и скорбью искажены лица женщин, оплакивающих сыновей и мужей, погибших в "горячих точках". Изломанная фигура человека, задумавшегося над вопросом "...и что дальше?".. .Люди с плакатами "Протест" как ответ на его вопрос... В.Ф.Матюх, всегда тонко и остро ощущавшая свою связь с городом, его жизнью и настроениями людей, недвусмысленно сказала о своей гражданской позиции. Как и Ахматова, она увидела тучу над "<...> темной Россией" и надеялась, что туча станет "< ...> облаком в славе лучей" (Молитва. 1915). Больше двадцати лет А.Ахматова писала поэму "Без героя". Больше двадцати лет "<...> я не могла от нее оторваться, дополняя и исправляя по-видимому оконченную вещь. <...> Я как дождь проникаю в самые узкие щелочки, расширяю их - так появляются новые строфы". Нечто подобное происходило и с Матюх. Одной из ее любимых и постоянных тем стала серия "Женщина кормит птиц". К ней она возвращалась часто и всякий раз привносила что-то новое. Сделанный в Казани во время войны набросок - выздоравливающие после ранения солдаты танцуют на снегу с девушками-лыжницами превратился в литографию "Танцы на снегу" (1957), а в 1971 году художник трогательную жанровую сцену из повествовательной трансформировал - с изрядной долей воображения - в сгусток энергии, символизирующей стихию танца. В 1939 году она сделала серию офортов "Бани" - обнаженные женские тела, упругие струи воды, брызги на полу, пар... 60 лет тема "не отпускала" художника, и в 1998 году появилась акварель "Под душем", но уже в совсем ином пластическом решении. Далеко не везде художник, возвращаясь к прежним темам, по-новому расставляет смысловые акценты. В "Молодой семье" (1970) и "С младенцем" (1982), одинаковых по содержанию, в разной пластической форме и цветовом решении показано счастью молодых родителей, любующихся новорожденным. Каждая тема - это десятки карандашных набросков, акварелей, литографских оттисков, выполненных часто с разрывом в годы. В Литографской мастерской ее азарт и испачканные красками руки по локоть ни у кого не вызывали удивления. Художник П.М.Кондратьев, наставник, оппонент и друг, советовал Матюх работать, не жалея бумаги и резинки, "до дыр" (его рекомендации заметны на многих работах). И, тем не менее, В.Ф.Матюх никогда не забывала и следовала словам А.С.Пушкина: "Ты сам свой высший суд" (Поэту). Говоря о В.Ф.Матюх, искусствовед Л.Н.Вострецова отметила: "Несомненно, у нее есть новое чувство мира <...>". Новое чувство мира - это результат постоянного, через всю жизнь, поиска выразительных средств осуществления своего видения мира - долгий, тяжелый и вдохновенный труд талантливого художника.

Искусствовед Н.С.Несмелов

Минус Давыденко

Архив новостей
В начало




Nissan готовит к выпуску еще три новые модели
Новости о вакансиях и трудоустройстве
Новости тенниса
Экономика Индии
"Месть ситхов" - $50 миллионов за один день
Французов умоляют сказать "да" Конституции Европейского Союза
Шварценеггер объявит об особых выборах "Года Реформ"
Европа вводит ограничительные санкции по отношению к Китаю
FOREX: новости
Возврат к советским методам управления страной
Экстремальная лента новостей
Проведение праздников
Буш поддержал Грузию за исключением вопроса российских баз
Несколько красноярских студентов будут проходить обучение в Германии
Ипотека в Челябинской области
В Ираке теракты против шиитов
Copyright © 2004-2006 because.ru